С днем учителя!

Школа – это значительный отрезок в жизни каждого человека. Именно здесь, не без помощи педагога, конечно, формируются люди думающие, способные принимать решение, ответственные. Случайные люди в школе не работают, потому что профессия учителя – это призвание. Остаются только те, кто горит сам и зажигает сердца своих учеников. Основная цель для них – помочь каждому ребенку раскрыться, найти смысл жизни, определиться с призванием. И за это нашим педагогам мы говорим большое спасибо. Особые слова благодарности наши наставники слышат в День учителя.

Вот и Татьяна Бобыкина, учитель русского языка, литературы, основ православной культуры гимназии №3 города Перми, заслуженный учитель РФ, трижды победитель конкурса лучших учителей РФ, в 45 раз будет получать поздравления от бывших и нынешних своих учеников. О том, что собой представляет современная школа, о роли учителя в ней мы сегодня и поговорим. 

Татьяна Ивановна, что вы понимаете под словом учитель? 

– Ш. Амонашвили в одной из своих книг задал высокую планку, соответствие которой требует немалых сил и желания постоянно совершенствоваться в своей профессии: «Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем». Учитель во все времена – это прежде всего человек, которому дан талант помочь каждому своему ученику открыть чудо – собственное «Я», помочь по-новому взглянуть на мир, научиться «ладить» с этим миром, понимать, слышать, уважать равного себе, признавать право на иное мнение, точку зрения, прощать 

Вы всегда мечтали быть учителем? 

– Нет. Моя мечта была связана с профессией журналиста, поэтому выбор продолжить учебу на филологическом факультете классического университета (ПГНИУ) был естественным шагом к реализации этой мечты. Студенткой третьего курса пришла в родную школу (тогда №46), начала работать и никогда не пожалела об этом. И сегодня получаю удовольствие от встреч с ребятами, от общения с коллегами. Школа – это пространство, в котором никогда не бывает скучно.  

Мне кажется, что детская мечта всегда как-то воплощается в жизни, несмотря на все внешние обстоятельства. Пусть не в виде профессии, а в виде хобби, например.  

– На самом деле умение составлять письменные тексты очень востребовано в нашей профессии: методические статьи, проекты, сопровождение исследовательских работ учащихся. А когда пять лет назад появилась идея выпуска «своего» литературного журнала «Как слово наше отзовется», главным редактором которого я являюсь, мы не предполагали, что это обретет вид совместного с детьми творческого, практико- и социально-ориентированного проекта, что журнал станет площадкой создания пространства общих ценностей, рождения талантов, размышления сегодняшних гимназистов о значимости традиций школы в их жизни. Страницы журнала – это место, где ребята и взрослые – учителя, родители, выпускники – могут искать, сомневаться, удивляться, говорить о проблемах, делиться эмоциями.  

Ребята, «примерив» на себя профессию журналиста еще в школьные годы, поступают на профильные факультеты, причем не только в Перми, но и в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве.  

Сейчас много говорят о том, что в советской школе дети получали больше знаний. А вы как считаете? 

– Образованность, высокий уровень культуры выпускника всегда были желаемым результатом школы. Не случайно время, в котором мы живем, называют и временем перемен, и сетевым столетием, «текучей современностью» (З. Бауман). Жизнь в условиях поликультурного, информационного общества обусловила изменение целевых установок в образовании: от знаний, умений как предпосылок результативных действий в будущем к компетентности, овладению универсальными учебными действиями как способности эффективно действовать в разнообразных жизненных ситуациях. Ведь именно сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Процесс учения понимается сегодня, прежде всего, как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.  

А развитие возможно только в том случае, если ученик научится постигать свой личностный смысл, смысл предмета изучения, смысл того или иного вида деятельности. На мой взгляд, образование – это и есть постижение учеником смыслов. Личностных, социальных, коммуникативных, предметных, деятельностных. Главная задача учителя – научить открывать эти смыслы. На это нацелены и современные развивающие технологии, которые используются в гимназии: развивающее и проблемное обучение, интерактивные технологии, в том числе IT-технологии, проектная технология.  

Все это реально в рамках образовательной системы развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая реализуется в гимназии с 1992 года и стала ее своеобразным брендом. 

Важно, что сегодня образование ребенка не ограничивается стенами школы. Оно становится сетевым, мобильным, открытым. Ученик становится проектировщиком своего продвижения, реализуя индивидуальную образовательную программу, открывает новые возможности, новые ресурсы, новые перспективы. Не случайно профессия учителя сегодня  все больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, помогая учащимся проявить свои способности, развить самостоятельность, раскрыть творческий потенциал. 

Для того чтобы ребятам было интересно общаться с учителем, педагог и сам должен постоянно учиться: знакомиться с новыми технологиями, уметь работать на современном оборудовании.  

– Без движения, конечно, нельзя. Если перестанешь шагать вперед или просто остановишься, останешься далеко позади. Убеждена, что только мыслящий, развивающийся учитель может помочь продвижению своего ученика, способен учиться вместе с ним. Действительность 21 века такова, что все изменения в ней происходят стремительно. Глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация заставляют и образование быть гибкой, мобильной и динамично обновляющейся системой. А потому постоянный поиск новых технологий, форм и видов обучения становится реальностью. IT-компетенция, например, сегодня должна становиться способностью осуществлять и учебное, и социальное взаимодействие, то есть стать компетентностью как учителя, так и ученика. 

Ценность нашей профессии и в том, что она предоставляет практически неограниченные возможности творчества, возможность постоянно пребывать в состоянии ученичества. 

Мы с вами встречаемся в преддверии Дня учителя. Что бы вы пожелали учителям и ученикам своей родной гимназии №3? 

– Хочу пожелать и учителям, и ученикам крепости духа, терпения, веры в то, что все вместе мы сохраним особую атмосферу гимназии и те ценности, которые складывались десятилетиями. 

Беседовала

Ирина Костарева.

 
 

Другие статьи этой рубрики:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *