Ремесло Светланы Обориной

  Кукла издавна считалась символом человека. Она всегда была не просто детской игрушкой, а олицетворением живого начала. Кукла как продолжение поклонения идолам, кукла как часть русской прикладной культуры – это настолько богатая и благодарная тема, что говорить об этом можно часами. Как делает это кукольных дел мастер Светлана Оборина.

  Хотя она сама себя к мастерам не относит, но принадлежность к этому творческому цеху признает охотно.

  – С детства, сколько себя помню, – говорит Светлана, – Всегда играла в куклы немного иначе, чем большинство девочек. Мне больше нравилось шить для них наряды. Яркие кусочки ткани воодушевляли меня, рождались какие-то образы, чисто интуитивно я всегда понимала, что кукла значит несколько больше, чем просто детская игрушка.

  Наверное, пойди она по этой стезе прикладного искусства или швейного ремесла, многое сложилось бы по-другому. Но вышло, как вышло. Как мудрый человек, Светлана ни о чем не жалеет. Куклы все равно ее нашли. И разговор об этих удивительных созданиях как раз и состоялся на интереснейшей экспозиции, подготовленной библиотекой №8.

  На выставке представлено много интересных вещей. И кукол разных много. И рассказать о них есть что. Но яркие, необычайно интересные персонажи, что сотворены Светланой Обориной, выделяются на общем фоне сразу.

  Мастер представила авторскую куклу.

– Я начинала с народной куклы, – рассказывает она. – Посещала различные мастер-классы. Надо сказать, что в Перми очень сильная кукольная школа, одна из сильнейших в России. Так что учиться есть где и есть у кого. Это обычное дело – начинать с народной куклы. Это классика, это основа. С традиционной народной куклой работают многие мастера и достигают невероятных высот. Но каждый идет своей дорогой. Мне показалось, что авторская кукла дает больше возможностей для самовыражения. Хотя я, конечно, не настаиваю на этом. Возможен и другой взгляд на эти вещи. Но то, что мое – это авторская кукла, это точно.

  Сейчас Светлана работает в технике сухого валяния. Что это такое? Нужно сказать, что куклы бывают разные – фарфоровые, из термопластика, текстильные. Существует много разных техник и отличий. И каждая техника дарит необычайно интересные образцы.

  И все-таки валяная кукла – особенная. Она такая теплая-теплая, что кажется живой.

– Кукла, она и вправду, как живая, – продолжает Светлана. – Когда берешь в руки шерсть, начинаешь работать иглой, еще не знаешь, к чему это приведет в конечном итоге. Кстати, звук работающей иглы, когда прокалывается пучок шерсти, какой-то особенный, он действует на меня магически.

  Почему не знаешь, что выйдет? Потому что кукла ведет сама, она сама диктует условия. И это не мистика. Это знает каждый мастер. Любой штрих: форма ушка, изгиб губ – все диктуется по ходу творчества. Одежда куклы – продолжение образа, она подбирается самым тщательным образом. Вот, например, домовенок Кузя одет в рубашку в горошек. Так этот горошек должен быть именно таким – ни больше, ни меньше. Иначе все будет смотреться по-другому. И образ уже будет другим.

  Коллекция кукол у Светланы уже довольно большая. На выставке представлена только часть – реальный персонаж Чарли Чаплин, сказочный дедок с гусем, литературные герои Мальвина и Пьеро… Дома остались другие, не менее интересные работы. Есть среди них образы животных, кошечек, например, но большей частью, конечно, в руках мастера рождается кукла-человечек.

  За те несколько лет, что Оборина занимается творчеством, создано множество разных образов. Сейчас она вынашивает планы по созданию коллекции кукол – отражений любимых артистов, которые в какой-то степени отличаются от всех остальных, которые создали свой совершенно неповторимый стиль, таких, как Жанна Агузарова, например. А это уже мечты совсем другого полета. Портретное сходство – самое сложное в кукольном деле.

  Со своими творениями она расстается с трудом, прикипает к своим куклам всей душой. Но многое творит и по заказу – почему бы не порадовать людей. Ведь всякое искусство на то и дано – нести свет и радость.

  – Кукла всегда будет пользоваться спросом, – убеждена Светлана. – К ней тянутся и дети, и взрослые. Что отличает мою куклу? Наверное, то, что большинство моих персонажей – дети. Мне кажется, что кукла – это во многом олицетворение именно детского начала – наивного и чистого. Даже, когда валяю взрослых персонажей, вкладываю в них душу ребенка.

  Что характерно для моих кукол? Не знаю, со стороны виднее… Говорят, что мои куклы глазастые.

  Действительно, глаза у Светланиных кукол – особенные. У каждого героя свой взгляд, и кажется, своя душа. Когда смотришь в их глаза, кажется, что кукла оживает.

Яна НИКИТИНА.

 
 

Другие статьи этой рубрики:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *