Народный бюджет – закон для людей

  На следующей неделе в Перми представители общественных организаций и председатели ТОСов будут обсуждать «Народный бюджет». Это новый законопроект депутата Законодательного Собрания Пермского края Алексея Бурнашова. Парламентарий выступает за то, чтобы дать право каждому жителю Прикамья участвовать в распределении бюджетных средств. Накануне мероприятия мы встретились с Алексеем Леонидовичем и подробно расспросили, что такое «народный бюджет», как и для кого будет работать закон.

  Алексей Бурнашов в специальном представлении не нуждается: жители нашего района хорошо знают своего депутата, он плодотворно работает в краевом парламенте вот уже второй созыв. Сегодня в багаже депутата Бурнашова – авторство и соавторство по целому ряду законопроектов. Они законодательно одобрены и работают на благо родного Орджоникидзевского района и всего Пермского края. Именно Бурнашов добился отмены транспортного налога для многодетных семей, льготы на оплату проезда пригородным ж/д транспортом для студентов, восстановления справедливости по блокированным домам (совместно с депутатом Ширяевой), льготы на санаторно-курортное лечение для работников бюджетной сферы и многое другое. При участии Алексея Бурнашова в 2012 году были внесены важные поправки в закон «О потребительской корзине». Депутат регулярно вносит поправки и в самый главный финансовый документ региона – бюджет Пермского края. Каждый год в краевом бюджете учитывается предложенная Бурнашовым индексация заработной платы работникам бюджетной сферы.

  Новый законопроект депутата официально носит мудреное название «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае». А проще, это закон о «народном бюджете». Алексей Бурнашов первым в России предложил узаконить право активных граждан участвовать в формировании региональной казны и контролировать, как тратятся государственные деньги.

  – Алексей Леонидович, бюджет – дело тонкое, даже матерые экономисты порой не знают, с какой стороны к нему подступиться, а вы предлагаете подключить к распределению казенных денег население. Не запутаемся ли окончательно?

  – Вот вы мне скажите, кто лучше знает, какие вопросы нужно решить в первую очередь во дворе или микрорайоне? Конечно, сами жители. И если бы люди могли влиять на то, как тратятся бюджетные деньги, да еще и контролировать этот процесс, я вас уверяю, бюджет расходовался бы в разы эффективнее. Жители вправе высказать свое мнение, и это мнение должно быть не просто услышано, оно должно быть обязательно учтено. Если законопроект будет принят, жители получат право самим решать, на что тратить бюджетные деньги. Они смогут указать на то, какие проблемы обязательно нужно решить. И проконтролировать исполнение.

  – Каковы цели «народного бюджета»? Можете привести примеры того, как он будет работать?

  – Проект, претендующий на финансирование, должен быть нужен людям. Это самое главное. При помощи «народного бюджета» можно будет отремонтировать дороги, водопроводы, детские и спортивные площадки, остановочные комплексы. Озеленить двор, обустроить родник, благоустроить парк или сквер, сделать освещение улицы – все это можно воплотить в жизнь! Но для начала надо проявить инициативу и отстоять право на ее реализацию.

  – Что же нужно сделать гражданам, чтобы получить средства из «народного бюджета»? Какова последовательность действий?

  – Для начала предложить идею, затем найти единомышленников, создать инициативную группу, подготовить проект, обязательно обосновав его важность, подать групповую заявку на участие в «Народном бюджете». Первичный прием и отбор проектов будет осуществлять муниципальная комиссия. В ее состав должны войти в первую очередь руководители инициативных групп, подавших заявки на участие в «народном бюджете», а также глава муниципалитета и представители органов местного самоуправления.

  – Каким проектам комиссия отдаст предпочтение в первую очередь?

  – Приоритет будет отдаваться проектам полезным для большинства жителей. Для того, чтобы сделать выбор более объективным, я предлагаю ключевую роль в составе условного жюри отдать самим жителям, руководителям инициативных групп. Жители отлично знают проблемные места и смогут выбрать из всех проектов наиболее важные и те, что принесут пользу.

  – Проекты отобраны на уровне муниципалитета, что дальше?

  – Дальше отобранные проекты отправятся на рассмотрение в краевую комиссию. Но у нее нет цели выбирать проекты – вот этот нравится, а этот нет. Ее задача проще – оценить соответствие проекта принципам «народного бюджета»: если все соответствует – значит проекту быть. И можно начинать работать.

  – Из каких средств формируется «народный бюджет»?

  – В других регионах, где уже реализуется «народный бюджет», соотношение примерно такое: процентов 60-75 выделяется из региональной казны, остальное – средства населения. Мое предложение для Пермского края – 90% выделять из краевого бюджета. 10% от стоимости проекта должно быть обеспечено за счет местных вливаний.

  – 10% местных средств?

  – Если сравнивать с другими регионами баланс софинансирования один к девяти – самый щадящий. К примеру, в Кировской области, где население уже участвует в распределении бюджетных средств, доля местных средств варьируется от 15 до 60%, в Тверской области – до 46%.

  – Вы заговорили о других регионах, насколько удачен их опыт?

  – В Кировской, Тверской, Тульской, Новгородской областях, в Башкирии, Хабаровском крае, Ставрополье уже проложили дорогу этому новшеству. Так, в Кировской области на средства «народного бюджета» удалось реализовать около 300 проектов по водоснабжению и 300 проектов по ремонту дорог. В Ставропольском крае отремонтировали более 100 домов культуры. А в Тверской области обновили 314 объектов общественной инфраструктуры – водопроводы, дороги, детские и спортивные площадки, места массового отдыха. Но еще раз подчеркну, что пока нигде «народный бюджет» не закреплен законодательно. Это отдельные, пусть и успешные проекты.

  – Неужели у нас в Прикамье никогда ни у кого не возникало подобных идей?

  – Напротив, идей у нас много. Приведу конкретный пример из своей практики. Между Камгэс и ПДК есть мостик через лог – важная пешеходная артерия, соединяющая два микрорайона. Когда мост пришел в негодность, ко мне обратились жители с предложением помочь организовать его восстановление. Вместе с населением мы смогли довольно быстро собрать 200 тысяч, остальное предоставили спонсоры. И мост был восстановлен. То есть, хочу сказать, что среди жителей много инициативных людей, но, к сожалению, не всегда такие истории бывают со счастливым концом. Поэтому я задумался над тем, как привлечь к реализации подобных проектов бюджетные средства.

  – Допустим, средства на ремонт мостика или участка дороги будут выделены. Кто гарантирует соблюдение норм и сроков работ?

  – Приведу такой пример: в Богородицке Тульской области около двух домов практически полностью разрушился асфальт. Средств в местном бюджете на ремонт двора не было. Однако жители, узнав о проекте «Народный бюджет», решили в нем поучаствовать. Нашли деньги, порядка 15% от нужной суммы, остальное им добавили из казны – областной и муниципальной. И работы начались. Жители контролировали каждый шаг дорожников – и в один прекрасный момент прихватили за руку: те начали класть асфальт прямо на землю, без слоя щебня и песка. Призвав на помощь городскую администрацию, люди заставили нерадивого подрядчика переделать все по технологии. Наши жители тоже будут иметь право проверять, как реализуется проект, следить, насколько эффективно расходуются средства, контролировать качество работ. Тогда ни один рубль не будет потрачен впустую.

  – Какие еще проекты можно будет реализовать в рамках «народного бюджета» в нашем районе?

  – Не хватает детских и спортивных площадок в частном секторе, требует реконструкции и ремонта мост через Васильевку, который соединяет микрорайон Малые реки, Васильевку, Заречный и Голованово. Есть необходимость благоустроить территорию родников на Гайве и в микрорайоне Плотинка. Актуальна тема с ремонтом остановочных комплексов. Не все вопросы решены в плане сохранения культурного и исторического наследия: знаю, что среди общественников актуальна тема по созданию мемориальных досок ветеранам ВОВ, почетным жителям района. Если законопроект о народном бюджете будет принят, эти проблемы станут решаемыми. В «народном бюджете» четко прописан механизм получения средств.

  – Если в других регионах легко обходятся без закона о «народном бюджете», тогда, может, и Пермскому краю стоит обойтись ежегодной программой?

  – Это сегодня все работает, а что будет завтра? Проект или программа – это что-то непостоянное. Сегодня они есть, завтра – нет. Мы же предлагаем в Пермском крае принципы народного бюджета утвердить законодательно. Закон есть закон, а не просто пожелание. Хочешь – не хочешь, нравится – не нравится, а исполнять его придется. «Народный бюджет» должен работать на благо жителей!

  Кстати…

  Законопроект «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае» краевые парламентарии рассмотрели в первом чтении в феврале 2016 года. Если документ одобрят и во втором чтении, «народный бюджет» Алексея Бурнашова станет первым законом в России, который дает право каждому жителю Пермского края участвовать в распределении бюджета.

Другие статьи этой рубрики:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *